История 1970-80

1970 г. На базе ЦКБ Пролетарского завода был создан Центральный научно-исследовательский и проектный институт судового машиностроения – ЦНИИ "КОМПАС", в котором было образовано 7 специализированных отделений. В ЦНИИ "Компас" вошли: производственно-экспериментальная лаборатория, севастопольский филиал ЦКБ и отраслевое технологическое бюро. В институте работали: 1 доктор технических наук, 44 кандидата наук, а также высококвалифицированные инженеры и конструкторы. Каждый год институт пополнялся молодыми специалистами. Специалисты ЦНИИ приступили к работе по следующим направлениям:

  • Создание по лицензии фирмы "Константин Раух" ряда аксиально-поршневых гидромоторов типа МГ и насосов типа НК. Была образована научно-исследовательская лаборатория силового гидропривода.
  • Освоение мощных палубных кранов в одиночном и сдвоенном исполнении грузоподъемностью 12,5 и 25 т.
  • В этот же период на базе ЦКБ-4 организовано отделение по водоподготовке с производственной базой на заводе "Красный гидропресс" в г. Таганроге.


1971 г. Организован отдел проектирования рулевых машин (РМ), который приступил к разработке РМ 3-го поколения с расширенным диапазоном крутящих моментов до 4000 кН·м. Впоследствии такими рулевыми машинами были оснащены суда типа "Победа", супертанкер "Крым" и авианосцы типа "Адмирал Кузнецов".

Начаты научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию судовых устройств передачи грузов в море на ходу траверзным способом. За успешное выполнение работ специалисты института были награждены Государственной премией СССР.

Сформировано специальное научно-исследовательское подразделение по созданию погружных манипуляторных устройств. За работы в области создания манипуляторных устройств главный конструктор В.Н. Белоусов был удостоен Государственной премии СССР.

 

1972-75 гг. Организован филиал ЦНИИ в г. Хабаровске, в который были переданы работы по проектированию грузовых и специальных лебедок.

Освоены и переданы в серийное производство тяжелые гидромашины МГ40, МГ50 и НК40, НК50.

Организовано отделение и начаты работы (НИР и ОКР) по созданию аэрофинишеров и катапульт для авианесущих кораблей.

Изготовлен опытный образец и проведены межведомственные испытания устройства постановки и выборки протяженных антенн "Руза-П".


1976 г. ЦНИИ "Компас" переименован в Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения (ЦНИИ СМ).

1977 г. В состав ЦНИИ СМ введено специальное конструкторское бюро турбомеханизмов (СКБТМ). Основной ряд турбомашин, проектируемых СКБТМ в тот период, включал корабельные газотурбогенераторы мощностью 600…1500 кВт, а также корабельные насосы различного назначения.

Начаты работы по глубоководному судоподъему (тема "Норд").

Прошли межведомственные испытания (МВИ) разработанные ЦНИИ СМ изделия:

  • успокоитель качки УКА89-3;
  • погружной блок гидравлики для ГА;
  • устройство передачи сухих грузов для подводных лодок (ПЛ).


1978 г. Прошли испытания разработанные изделия:

  • успокоитель качки УКА-0,56;
  • устройство УПВ-1 для постановки гибких протяженных антенн;
  • манипуляторное устройство для подводных работ.