Об институте

В 1970 г. приказом МСП № 389 от 22.07.70 г. на базе ЦКБ Пролетарского завода был организован Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения – ЦНИИ "Компас", в который вошли: производственно-экспериментальная лаборатория, филиал ЦКБ в г. Севастополе и отраслевое технологическое бюро – ОТБ-3.

На базе ЦНИИ "Компас" и Пролетарского завода создано Научно-производственное объединение судового машиностроения – НПО "Компас" с головным предприятием ЦНИИ "Компас".

В 1976 г. приказом Министерства судостроительной промышленности № Н118 от 30.03.76 г. ЦНИИ «Компас» переименован в Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения (ЦНИИ СМ).

В 1996 г. по распоряжению Невской районной администрации Санкт-Петербурга № 1722Р от 16.07.96 г. ЦНИИ СМ был преобразован в Закрытое акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения» (ЗАО "ЦНИИ СМ").

В настоящее время ЗАО "ЦНИИ СМ" – ведущая научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация в России по созданию судовых машин и механизмов, применяемых на всех кораблях и судах российского флота и поставляемых во многие страны мира.

В сферу деятельности института входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, авторский надзор и участие в изготовлении, испытании опытных образцов и выпуске таких изделий судового машиностроения, как:

  • рулевые машины;
  • аэрофинишеры взлетно-посадочных комплексов для авианесущих кораблей;
  • палубные механизмы (шпили якорно-швартовные и швартовные, лебедки различного назначения);
  • судовые краны грузоподъемностью до 80 т;
  • подводные манипуляторные устройства;
  • комплексы передачи сухих и жидких грузов между судами в море на ходу;
  • типоряд аксиально-поршневых гидромоторов и насосов высокого давления;
  • оборудование водоподготовки, изделия систем гидравлики и др.

В институте большое внимание уделяется подготовке научных кадров. С этой целью на базе ЗАО "ЦНИИ СМ"  образован филиал кафедры "Технология судового машиностроения" Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

В ЗАО "ЦНИИ СМ" работают специалисты высшей квалификации, среди которых доктор технических наук и 10 кандидатов технических наук, а также 6 заслуженных машиностроителей РФ, 3 заслуженных конструктора РФ, 2 почетных судостроителя, 2 заслуженных изобретателя РФ, инженеры и конструкторы, многие из которых награждены орденами и медалями.

Работы по созданию устройств передачи грузов в море на ходу и манипуляторных устройств отмечены Государственными премиями СССР и РФ.

ЦНИИ СМ имеет Лицензию № 003133 ВВТ-О, выданную Федеральной службой по оборонному заказу, на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, а также Сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям стандартов, выданные Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр".

По разработкам специалистов ЗАО "ЦНИИ СМ" изготавливается оборудование на многих предприятиях России и за рубежом, но основным изготовителем является Пролетарский завод.

Продукция, представляемая ЗАО "ЦНИИ СМ"  на российских и международных выставках, вызывает постоянный интерес у посетителей. Предприятие является дипломантом профильных выставок: "Нева", "Международный Военно-Морской Салон", "Российский промышленник", “Offshore Marintec” и ряда других, а также завоевывает призы, участвуя в федеральных и региональных экономических программах.

ЗАО "ЦНИИ СМ" вносит большой вклад в развитие отечественного судостроения, укрепляя тем самым международный авторитет Санкт-Петербурга как крупнейшего в России центра судостроения.